Ответственность туроператора и турфирмы перед туристом

Если у Вас возникла проблема с туроператором или Вы хотите потребовать компенсации, свяжитесь с нами и мы поможем Вам это сделать, а проконсультируем и изучим документы бесплатно.

Вопросы юридической сущности отношений, складывающихся в области туризма, интерпретируемые в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности), вызывали и до сих пор вызывают оправданную критику понятийного аппарата как со стороны специалистов в сфере туризма, так и со стороны правоведов. Как указывает Р.О. Халфина, «строгость и научная обоснованность понятийного аппарата имеет особенное значение в правовой науке, поскольку результатом развития теории могут быть предложения по совершенствованию законодательства и практики, что требует особенной точности и ясности». В силу противоречивости действующего законодательства до недавнего времени не было единого мнения относительно вида гражданско-правового договора, опосредующего взаимоотношения между туристом и туристской организацией.

 

Гражданские отношения в сфере туризма урегулированы главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», которая облекает отношения между туристами и туристскими организациями в форму договора возмездного оказания услуг, указывая в п. 2 ст. 779 ГК РФ, что правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам «по туристическому обслуживанию». В то же время до внесения изменений Закон о туристской деятельности правовой формой отношений определял договор розничной купли-продажи, устанавливая в ст. 6 право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта, что противоречило норме ГК РФ.

 

В действующей редакции, согласно ст. 10 Закона о туристской деятельности, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором (турагентом) и туристом и (или) иным заказчиком. Таким образом, при осуществлении туристской деятельности туроператор (турагент) заключает с туристом договор возмездного оказания туристских услуг, который в законе поименован как договор о реализации туристского продукта, в силу которого туристская организация (туроператор) обязуется оказать туристские услуги самостоятельно и (или) с непосредственными исполнителями, а турист обязуется оплатить эти услуги.

 

Договор о реализации туристского продукта является консенсуальным договором, что обусловлено природой оказания туристских услуг, то есть данный договор считается заключенным, если между туроператором (турагентом) и туристом (иным заказчиком) в письменной форме достигнуто согласие по всем существенным условиям договора. В силу п. 1 ст. 423 ГК РФ данный договор относится к возмездным договорам, поскольку в целях получения встречного предоставления туроператор (турагент) за исполнение своих обязанностей по реализации туристского продукта должен получить плату от туриста. Как отмечает Д.И. Степанов, безвозмездное оказание услуг вообще не входит в предмет гражданского права, при этом речь в данном случае идет об услугах, за оказание которых исполнитель не получает вознаграждения не только от заказчика, но и от других лиц.

 

Кроме того, туроператорская (турагентская) деятельность, являясь предпринимательской, нацелена на систематическое получение прибыли, и безвозмездный характер договора о реализации туристского продукта противоречил бы основной цели деятельности туроператоров (турагентов). Договор о реализации туристского продукта имеет двусторонний характер. При этом права и обязанности сторон по договору являются взаимообусловленными: права туроператора соответствуют обязанностям туриста, и наоборот, правам туриста противостоят обязанности туроператора.

 

Взаимный характер прав и обязанностей сторон данного договора имеет немаловажное значение для практики применения норм законодательства при нарушении прав туриста. Так, в силу ст. 9 Закона о туристской деятельности туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Независимо от того, кем эти услуги оказывались, – самим туроператором или непосредственными исполнителями, обеспечение оказания туристам всех услуг – это обязанность туроператора. Следовательно, при нарушении обязательств по оказанию услуг, например по размещению туриста непосредственно отелем, ответственность несет сам туроператор. Услуги по данному договору в большинстве случаев оказывают непосредственные исполнители – лица, оказывающие отдельные услуги, входящие в туристский продукт (отели, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие), в силу чего договор в этом случае может быть признан договором, исполняемым третьими лицами.

 

Согласно ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг туристу непосредственные исполнители, не являющиеся стороной договора о реализации туристского продукта, не несут ответственности перед туристом, поскольку ответственность возлагается на туроператора независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Договор о реализации туристского продукта является публичным договором, общие положения о котором регламентированы ст. 426 ГК РФ. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ существенным условием договора является условие о предмете. Предметом договора о реализации туристского продукта являются туристские услуги.

 

Однако законодатель не использует категорию «туристские услуги», заменяя ее «туристским продуктом». Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Кроме согласования условия о предмете стороны должны согласовать те условия, которые названы в законе как существенные. В ст. 10 Закона о туристской деятельности перечислены существенные условия договора о реализации туристского продукта. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

 

Определяющее значение здесь отводится термину «согласование» – достижение единого мнения. Однако такие условия, как размер финансового обеспечения, сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии, стороны договора не согласовывают, они определены в императивном порядке и по сути своей относятся к такому способу государственного регулирования туристской деятельности, как формирование и ведение единого реестра туроператоров.

 

Следует согласиться с мнением С. Дедикова, что отсутствие в гражданско-правовой сделке условий, относящихся к сфере публичных отношений, не может приводить к признанию ее незаключенной, и совершенно неправильно требовать, чтобы в гражданско-правовые договоры включались положения, выходящие за границы сферы гражданского права.

refresh 298

Задать вопрос юристу или оставить свой комментарий

Юрист может сам перезвонить Вам, если укажите номер телефона и город. Телефон не публикуется! Без указания номера телефона - ожидайте ответ на этой странице.

Консультации
0

 

 

Посещаемость:

Яндекс.Метрика